SuG

Термин oshare kei (お洒落系, осярэ кей), буквально означает «слащавый, элегантный, фешенебельный, модный» стиль, так принято называть поджанр visual kei ( ヴィジュアル系, вижуал кей),  который выделяется ярким внешним видом и позитивной, весёлой рок-музыкой. Появившись как новое веяние в противовес мрачному visual kei образу 90-х годов, oshare kei на целое десятилетие стал одним из самых популярных жанров в японской музыке, сделав группы создавшие его, известными на весь мир.

История

На протяжении всех 90-х годов, visual kei развивался в сторону готики, если уж не музыкально, то как минимум внешне. Хоть то время и считается классикой жанра и даже золотым его веком, к началу нулевых стало ясно, что visual kei нужен новый глоток воздуха во избежание всё большего самокопирования.

И тут, на сцену выходит oshare kei, во всём своём разноцветном и конфетном очаровании. На дворе было самое начало нулевых, и в воздухе пахнет оптимизмом и надеждами на счастливое будущие. Именно на это время приходится период карьеры такой группы как Baroque. Они были энергичной поп-рок группой, и хоть их образ был довольно далёко от того, что понимают под oshare kei сейчас, именно они первыми упомянули данный термин по отношению к своей музыке. Примерно в это же время появляются поп-панк группы Kra и Charlotte, подарившие жанру культивируемую молодость и школьный образ, во многом эксплуатируемый последующими группами.

the CharlotteThe Charlotte

Теперь, перенесёмся вперёд ещё на несколько лет, во время появления «стержневых» групп oshare kei, а именно An Cafe, Ayabie и Lolita23q. Хоть все три группы и изначально старались поддерживать хотя бы частично мрачный вид, их музыка уже изначально была яркой и танцевальной, и чем больше они «взрослели», тем больше увеличивался их позитивный настрой. Каждая группа вносила в жанр что-то своё. An Cafe выглядели как школьники-подростки и совмещали ритмический хард-рок с цепляющими мелодиями и танцевальной электроникой, выглядели они всегда как дети-подростки, особенно в этом преуспели вокалист Мику и гитарист Бо, которые были похожи на тринадцатилетних школьника и школьницу соответственно. Ayabie в свою очередь были мастерами романтических, как бы сейчас сказали, «ванильных» композиций. По словам одного из американских критиков, группа дарила настоящую «милую весеннюю атмосферу». Особняком стояли Lilita23q, которые сохранив альтернативное тяжёлое звучание, тем не менее имели яркий образ и позитивные тексты, всё более связанные с современными технологиями. Это была первая волна oshare kei, и данные группы внесли в него всё, что в будущем стало отличительными признаками жанра.

AybieAyabie

Ещё спустя 4-6 лет, когда жанр стал по настоящему популярным и находился в зените своей славы, начинается вторая и последняя на данный момент волна oshare kei. С одной стороны это было продолжение An Cafe, что выражалось в ярком и по настоящему конфетному поп-панке V(NEU), LM.C и SuG, а с другой продолжением «милых» Ayabie и тяжёлых Lilita23Q, выраженных в красивых и технически отличных мелодиях Aicle, Serial Number и Megamasso, чей лидер, основатель и бывший гитарист Ayabie — Рёхей, умело сочетал красивые, мягкие мелодии и тяжёлый звук.

Музыка

Как уже было замечено выше, основным признаком oshare kei является яркое, оптимистическое и танцевальное звучание. В основном, это достигается таким способом: мажорно-мелодичная партия электроники поверх танцевального рокового ритма или, по японскому яркой гитарой, также положенный на танцевальную ритмику в роковом стиле. Впрочем, некоторые группы вполне удачно сочетали это в одной композиции, как например Lolita23q в своём знаменитом хите CERAMIC★STAR. Другим характерным для oshare kei звука можно выделить оптимистичный поп-рок иногда граничащий с инструментальным j-pop. Наиболее хорошо этот принцип выделен у такой групп как The Kiddie, Aicle и в меньшей степени Ayabie. Особо можно выделить SuG, чьи эксперименты с разнообразной электронной музыкой и эффектами, сделали коллектив настолько популярным, что на несколько лет стали целым эталоном для oshare kei музыки.

Образы 

Как вы уже наверно поняли, группы этого жанра выделяются необычно яркими красками, детскостью и модной одежде. Корни большинства образов oshare kei групп находятся в «японской Мекке моды», а именно в токийском районе Харадзюку, сердце так называемой японской уличной моды. Основным источником вдохновения для наших групп стала мода молодой субкультуры fruits (фрутс, от английского «fruits» — фрукты), а именно стиль одежды именуемый decora kei (デコラ系, декорационный стиль, от  английского «decoration» — декорация). Как и fruits, коллективы oshare kei известны обилием красочных аксессуаров, молодёжным стилем одежды и сочетанием часто не сочетаемых между собой вещей. Прежде всего это можно увидеть у группы An Cafe, которые иногда даже называют свою музыку не иначе как harajuku dance-rock. В связи с этим, oshare kei наиболее приближен к современной моде и повседневной одежде, чем другие поджанры visual kei. Но есть в нём и место моде лолит. Первый кто сразу приходит на ум, это Рёхей, лидер и основатель Ayabie, а также лидер собранной им впоследствии группы Megamasso. Его отточенная игра на гитаре в сочетании с хорошими внешними данными и платьями в лолита-стиле всегда выделяли его на фоне других музыкантов и привлекали поклонников к его проектам. Помимо него также можно вспомнить Саран и Кэйта из группы Aicle, а также самих Lolita23Q, для которых лолиты стали выражением их концепции и первоначального образа.

An CafeAn Cafe

Заключение 

И так, появившись как голос поколения, которое хотело радоваться жизни и с надеждой смотреть в будущее, oshare kei стал практически доминирующим жанром в visual kei в нулевых.  Другие группы перестали боятся быть яркими внешне, или добавлять оптимистические мелодии в музыку. И хоть отличия между поджанрами практически стёрлись в третьей волне visual kei, oshare kei до сих пор остаётся одним из самых заметных явлений в японской музыке, чьё влияние чувствуется до сих пор, даже когда самый пик уже прошёл несколько лет назад.

Автор: Бабанских Андрей