аниматрикс 2013

Хотите узнать, куда отправились азиафаны столицы в первые выходные февраля? Конечно на фестиваль Аниматрикс, который проходил 2 и 3 февраля во Дворце на Яузе! Корреспондент Asia Boom не смогла пропустить такое событие и заглянула на праздник, чтобы подробно и без утайки рассказать обо всём увиденном.
Этот год для фестиваля особенный. В 2013 году Аниматрикс отмечает десятилетний юбилей. Если покопаться в истории, то становится понятно, что свой нынешний размах и статус крупнейший аниме-конвент в России приобрёл не сразу. Первый Аниматрикс прошёл довольно скромно. В далёком 2003 году в небольшом московском клубе «Матрица» собрались только три сотни участников – самые преданные фанаты аниме и манги. Уже к 2012 году эта цифра увеличилась более чем в десять раз. Сколько точно человек посетило фестиваль в юбилейный для него год, пока неизвестно, но совсем немало. Это ясно потому, что билеты закончились в первой половине конкурсного дня, в то время как гости продолжали прибывать.

Десять лет – самое подходящее время для перемен, считают организаторы Аниматрикс, поэтому гостей ждала куча новшеств и изменений. Для начала, число фестивальных дней увеличилось до двух. Достойных участников, желающих поделиться своими знаниями и показать свои таланты, набралось такое количество, что у устроителей фестиваля не осталось никаких шансов вместить всю программу в один день.

Первый день, как это принято на многих подобных мероприятиях, посвятили образовательной части. В течение всего дня в Сиреневом зале Дворца проходили лекции и семинары, сменяя друг друга с такой частотой, что заинтересованные слушатели едва успевали переключиться с одной темы на другую. В основном семинары были подготовлены для тех, кто, так или иначе, связан с косплеем, его изготовлением и демонстрацией. Например, Хикаринака, основатель и руководитель анимационной студии «Тсубаса», рассказывал о том, как и из чего конструировать доспехи, а Геша Петрович aka Каин Черт-Его-Знает, стилист-парикмахер, мастер-крафтер по канекалону, прочитал занимательную лекцию на тему «Парики: Что это и как готовить».


Большая активность в этот день была развита и в других помещениях театрально-концертного зала. В фойе третьего этажа проходил семинар про кимоно для тех, кто только приступает к знакомству с японской культурой. Помимо кучи полезной информации, которой щедро делился Лойсо, гостям фестиваля подарили возможность примерить кимоно по всем правилам, а так же взять напрокат, чтобы сфотографироваться в нём.
На пролёт выше, возле выхода на балкон с правой стороны, был создан настоящий рай для геймеров – гейм-угол. Сюда организаторы принесли разнообразные приставки от Dendy и Sega до DDR и даже разрешили в них поиграть, поэтому небольшой холл всё время был заполнен ностальгирующими фанатами игровых приставок. Праздник воспоминаний для них устроили представители Международного фестиваля комиксов «Комиссия» при поддержке Музея старых консолей. Они же организовали выставку комиксов в рамках Аниматрикса, украсив стены третьего этажа Дворца на Яузе распечатками самых ярких и интересных сцен из комиксов.


Ещё одной особенностью фестиваля стали открытое заседание ААКФ (ассоциации аниме-конвентов и фестивалей) и круглый стол жюри, во время которых можно было пообщаться с организаторами и представителями любимых фестивалей, а так же подробно расспросить жюри Аниматрикса о том, как они будут оценивать конкурсантов.


Закончилась программа первого дня лекцией о японской поп-культуре.
Второй день начался с внушительной очереди перед парадным входом в театрально-концертный зал, вполне традиционной для Аниматрикса. К счастью, на этот раз на улице оказалось не слишком холодно. Тем не менее, корреспондент не стала выстаивать общую очередь, а, пользуясь своим положением, прошмыгнула через служебный вход и довольно быстро оказалась внутри.
Первое, что бросилось на глаза при входе в фойе – столы, заставленные всякой всячиной на продажу. В широком ассортименте были выставлены товары для поклонников аниме и манги. Удивительно много на этой ярмарке было представлено столов с украшениями. Так же при желании юные поклонницы могли приобрести магнитик или плакат с изображением любимого оппы.
На втором этаже располагались два очень важных для гостей и участников конвента места: буфет и фотоугол. Хотя для официальных фотографов Аниматрикса отвели отдельный зал, но интерьеры Дворца на Яузе позволяли использовать в качестве фона любую нишу или лестницу, чем с удовольствием пользовались мастера фотографии, которых собралось действительно много.
Программа фестиваля началась с традиционным же, но сравнительно небольшим опозданием. Открывали второй день внеконкурсные игровые и песенные номера и даже одно дефиле. Команды и участники открытия прибыли из других городов и показали отличный уровень, взбодрив зрителей перед основной программой.


Отдельно нужно отметить то, как удачно была составлена программа. Песенные номера сменяли короткие вставки дефиле, за ними шли сценки и танцевальные номера. Многие фестивали грешат слишком затянутыми блоками номеров одного типа, и Аниматрикс стал приятным исключением. Впервые организаторы допустили номера, основанные на западных источниках, это стало ещё одном нововведением. Номера, основанные на европейских, американских или российских источниках отлично разнообразили немного вязкую атмосферу Азия-фестиваля. И, конечно, очень важно сказать о жесткости отбора и качестве представленных номеров. Подготовленные любителями, они, тем не менее, по своему уровню вполне могут соперничать с театральными сценками или захватывающими эстрадными номерами.

Хочется хотя бы мельком отметить самые яркие и запомнившиеся номера. Среди них парни из команды N.P.I.S, танцевавшие Teen Top, которые в будущем при должном усилии смогут составить конкуренцию лучшим каверденс командам; Медведица, удивительно трогательно и проникновенно исполнившая «Эхо любви» Анны Герман; оригинальное решение постановки дефиле по мультику «Ёжик в тумане» от Априль и Дарьи Скв.; безупречное исполнение Офелией трека Уитни Хьюстон «I have nothing». Нельзя умолчать о захватывающем и магическом номере Люмьер, о ярких и дерзких девчонках-сорванцах из группы Vendetta, о коне из дефиле «Vanpire Hunter D» и об Охотнице с прекрасными копытцами вместо ног в исполнении Слайфокс. Выступление, которое многие ждали – продолжение пересказа истории «Люди Х» командой Replay – яркое, динамичное, смысловое, невероятно техничное шоу. И, конечно, звёздами этого дня стали команды, получившие гран-при фестиваля: No Logic с кавером на агрессивный и завораживающий своей тёмной эстетикой номер Джо Квона «Animal» и выдержанная в традиционном японском стиле, плавная и тягучая косплей-сценка по фандому «Mononoke», поставленная командой Plan B.

В конце фестиваля обычно складывается очень тёплая, семейная атмосфера. После завершения программы выступлений уставшие зрители уходят с мероприятия, и зал наполняется участниками и их друзьями, которые ждут объявления победителей. Но, поскольку подсчёт голосов занимает некоторое время и может затянуться, оставшихся необходимо как-то развлекать. На Аниматриксе эту участь на себя взвалили члены жюри. Див и Асато вместе с присоединившейся к ним позже (по многочисленным просьбам зала) Аме с помощью команды волонтёров радовали публику спонтанными музыкальными номерами. С уверенностью можно сказать, что эти номера вошли в число самых запоминающихся и смешных за весь день.
Подводя итоги, стоит отметить, что фестиваль получился по-настоящему ярким и зрелищным, отлично срежессированным и качественно организованным действом – настоящий всплеск красок и эмоций посреди унылой зимы. Поздравим фестиваль ещё раз с юбилеем и пожелаем ему справить своё двадцати и тридцатилетие с не меньшим размахом!

Корреспондент: Nastya Well
Фото: Творческий проект ФотоЁж, Александр Макаров